Как бизнесу в России действовать в 2022 году: что важно сделать прямо сейчас и как не упустить возможности вырасти
В связи с изменением политической ситуации возникают бизнес-риски, связанные с возможными перебоями или отключением сервисов на ваших ресурсах. Подготовили инструкцию, о чем стоит подумать сейчас, какие действия нужно предпринять и какие возможности есть сейчас, пока рынок адаптируется к новой реальности.
В связи с изменением политической ситуации возникают бизнес-риски, связанные с возможными перебоями или отключением сервисов на ваших ресурсах. Подготовили инструкцию, о чем стоит подумать сейчас, какие действия нужно предпринять и какие возможности есть сейчас, пока рынок адаптируется к новой реальности.
Как определить список того, что заслуживает внимания прямо сейчас
1. составьте список сервисов, которые вы используете:
- хостинги
- регистраторы домены
- почтовые сервера для корпоративной почты (и личной, если по ней происходит авторизация в ключевых для бизнеса сервисах)
- платежные сервисы (по возможности имейте несколько банков или сервисов, чтобы заморозка счетов в одном из них не привела к полному простою)
- сервисы для совместной разработки с функцией контроля версий
- CRM
- сервисы, настроенные по API
- документы в Google docs и другие облачные сервисы по хранению и обмену документов
- телефония
- сервисы рассылок
- сервисы смс-уведомлений и push-уведомлений
- онлайн-чаты
- сервисы обратных звонков
- сервисы аналитики
- яндекс и гугл аккаунты
- рекламные аккаунты (Гугл, ФБ и т.д.)
- аккаунты в соцсетях (YouTube, Instagram, TikTok, Facebook, Pinterest и др.)
- авторизация через Google или Facebook у вас или ваших клиентов
- платные библиотеки (где у вас куплены фото и изображения, шрифты и прочее)
- мобильные приложения
- корпоративные чаты (Whatsapp, Telegram)
- менеджеры паролей
- сервисы бухгалтерии, финансовые сервисы
- программы лояльности
- учетные записи на государственных порталах
- сервисы программ лояльности
2. сделайте доступы к этим сервисам безопасным
- вспомните, кому давали пароль или расшаривали доступ (например, на управление рекламным аккаунтом или аналитикой)
- поменяйте пароли на безопасные и отзовите лишние доступы
- обязательно подключите двухфакторную аутентификацию
3. при работе с исполнителями за рубежом или поставщиками проверьте, как вы можете с ними взаимодействовать и оплачивать их работу
4. проверяйте контрагентов
Проверяйте клиентов, заказчиков, партнеров, поставщиков, расчетные банки на попадание в санкционные списки. Если компания в листе SDN - Specially Designated Nationals And Blocked Persons List, то с таким контрагентом придется прекратить отношения из-за риска вторичных санкций.
5. будьте в курсе официальной информации по санкциям с сайтов основных банков России
Как подготовиться к рискам блокировки
1. скачайте резервные копии данных из сервисов, которые могут быть заблокированы
- списки клиентов/подписчиков/партнеров
- данные из сервисов лояльности клиентов
- шаблоны писем и документов
- файлы, документы, репозитории
- все данные целиком (если это возможно)
2. подумайте, как будете оплачивать сервисы на случай блокировки платежных систем (возможно, можно оплатить сейчас на долгий период)
3. настройте VPN себе и своим сотрудникам, кому это может пригодится
4. подумайте об альтернативах: каким сервисом вы замените существующий на случай блокировки.
Примеры, чем можно заменить:
- Таск-менеджеры (система управления задачами) - Яндекс Трекер
- CRM - Bitrix24, amoCRM
- Платежные сервисы - ЮКасса, интернет-эквайринги банков
- Системы почтовых рассылок - DashaMail
- Сервисы онлайн-чатов - JivoSite
- Хостинги - FullSpace или Sprinthost
- Сервисы сквозной аналитики - Roistat
- CDN - Яндекс CDN в Яндекс Облако, Айри.рф, Мегафон CDN, Ngenix или Selectel
- Авторизации через соцсети - авторизация через Яндекс или Вконтакте
- Поставщики IT-инфраструктуры с возможность развернуть свой Git с функцией контроля версий и другую инфраструктуру для локализации в России - Selectel
5. Признаки сервисов, которые могут быть заблокированы:
- компания или ее сервера расположены в другой стране
- домены сервисов в зоне .com, .ua, .eu и т.д.
- вы платите за них банковской картой онлайн в валюте
- базовый интерфейс системы или контакты поддержки, которой вы пользуетесь, не на русском языке
6. Какие сервисы (по состоянию на 1 марта 2022) позволяют оплачивать услуги сотрудников, находящихся за рубежом:
Как мигрировать на другие сервисы
В случае миграции на другие сервисы, не забудьте сообщить об этом своим клиентам, подписчикам или контрагентам по старым каналам, чтобы не потерять связь.
Если понадобится наша помощь, обратитесь к своему менеджеру А25.
Как использовать новую ситуацию себе на пользу
Выдохните. Сложившаяся ситуация, как и любой кризис, представляет из себя интересные возможности. Часть компаний будет вынуждена уйти (по крайней мере, временно) с рынка, а значит, их ниши станут гораздо свободнее. Если в докризисные времена у вас был стабильный бизнес, вы выиграете от текущей ситуации:
- освободится много свободных клиентов, люди будут искать альтернативы тем компаниям, которые ушли с рынка
- стоимость привлечения клиентов станет ниже (конкуренция упадет), используйте это окно, чтобы восстановить или усилить рекламные кампании
- в узких сферах рынка можно будет быстро вырасти до лидера рынка
- освободятся хорошие специалисты на рынке во многих сферах, сейчас хорошая возможность усилить свою команду отличными кадрами.
Как организовать работу после получения повышенного потока новых клиентов
- автоматизируйте свои бизнес-процессы везде, где можете (если нужно, мы можем с этим помочь)
- упростите первую точку контакта с клиентом: настройте мессенджеры, подготовьте свой отдел продаж
- автоматизируйте обработку заявок, где это возможно:
- таск-менеджеры
- CRM для продаж
- автоматическое общение с клиентами и отправка счетов через бота
- автоматическая обработка заказов
Есть идеи, что еще важно не упустить из виду? Готовы поделиться своими кейсами по адаптации? Сообщите нам на support@a25.ru
Санкт-Петербург
Новорощинская ул., д.4, оф. 1323-1
БЦ "Собрание",
ст. метро Электросила
Москва
Волоколамское шоссе, д.1, оф. 016
БЦ "Проектный институт",
ст. метро Сокол